Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:59, 21 февраля 2018
 861

Евгений Калинин, учитель информатики 10 лицея

Евгений Калинин, учитель информатики 10 лицея
  • Новость

В сентябре 2017 года в 5 белгородских школах был запущен проект «IT-классы». Дети углублённо изучают математику и информатику, а также посещают дополнительные субботние курсы по 5 актуальным темам в IT на базе вузов и технопарков. Робототехника, web-программирование, мобильная разработка, сетевое администрирование и защита информации – всё для того, чтобы за 2 года ученики смогли попробовать свои силы в самых разных IT-направлениях

Помимо дополнительных занятий, проходят встречи с представителями учебных заведений, бизнеса, власти, а также экскурсии в местные IT-компании. С недавнего времени запущена молодёжная школа IT-decision Lab.

Мы решили пообщаться с учителями информатики чтобы узнать, как они выбрали направление информационных технологий в качестве своей работы и какие перспективы видят в развитии IT-образования. Чтобы подготовить первый материал, мы пообщались с учителем информатики 10 лицея Белгорода Евгением Калининым.

Евгений Анатольевич, расскажите, почему решили стать преподавателем?

Решение связать свое будущее с IT сначала было полностью обусловлено желанием родителей. Поскольку родился в селе Бессоновка, то велика была вероятность после учёбы остаться в родном селе и работать в колхозе им. Горина. Мой отец связан со сферой строительства и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но мне легко давались точные науки, поэтому вместе с родителями мы приняли решение, что я выберу направление информационных технологий. Это было более 10 лет назад, но уже тогда родители понимали, что будущее за IT, хотя на тот момент у нас еще не было компьютера. Мой первый компьютер появился в 2004 году, когда я учился на первом курсе в колледже.

Можете сравнить, как изменились подходы в преподавании информатики, когда вы учились в школе и сейчас, когда работаете учителем?

Когда учился последний год в школе, в кабинете информатики оборудовали компьютерный класс. На тот момент там стояли компьютеры с «вторыми» Пентиумами, и это было пределом мечтаний! Мы изучали язык программирования QBasic, а в свободное время играли в «Казаков». Информатика ограничивалась лишь одним уроком в неделю, что ничтожно мало для того, чтобы заинтересовать детей, научить программировать и вовлечь их в IT.

Но вы после школы пошли учиться в педагогический колледж. Значит, учитель всё‑таки смог заинтересовать информатикой?

Несмотря на любовь к программированию, мне трудно было начать что‑то делать, сдвинуться с места. Программирование я освоил благодаря строгости своих наставников в школе и колледже. Стремление что‑то выучить, освоить новое дело появились уже после учёбы в колледже. Языки программирования, которые я осваивал в колледже – Pascal, Delphi – устаревают, поэтому без самостоятельного обучения сейчас никуда. Забегая вперёд, скажу, что перед началом проекта «IT-классы» необходимо было выучить язык программирования Python. И освоил я его за короткий срок, летом.

Получается, нужно совсем немного времени, чтобы освоить новое направление?

Сейчас образование переживает кардинальные перемены, трансформацию. Если раньше появлялось новшество сфере IT, то проходило два года в среднем, прежде чем происходило его окончательное внедрение. Сейчас это время сократилось до полугода. В случае с образованием, внедрение происходит намного дольше. Но как показала практика, бывают исключения, например, в случае с Python, который появился в учебной программе IT-классов. 

Если в других предметах учителя используют наработанные годами знания, то в информатике практические знания постоянно меняются: что использовалось вчера, завтра будет не актуально. Чтобы выучить новый язык программирования, необходимо полностью погрузиться в него, разобраться что к чему, затем уже доносить его ребятам. Смотреть, что не получилось и менять к лучшему. Чтобы достичь каких‑либо результатов, с моей стороны должно быть максимальное погружение в тему, нужно видеть информатику во сне, чтобы она надоела, приелась.

Как вам удаётся наладить контакт с детьми?

Мне по кайфу преподавать, хотя есть и увлечения – занимаюсь музыкой, раньше играл в КВН. Возможно, преподавание нравится потому, что мне нет ещё 30 лет, и я хорошо понимаю детей, могу быть с ними на «одной волне». Но работа в школе – это не только преподавание, но и заполнение отчётности, отнимающее уйму времени. Я не считаю это бесполезным делом, но думаю, если бы учителя посвящали больше времени именно обучению детей, всем было бы лучше.

Есть ли необходимость общения школьников и «айтишников» еще до того, как дети начнут выбирать предметы для ОГЭ и ЕГЭ?

Сейчас можно наблюдать такую ситуацию, что школьники чаще всего выбирают московские и питерские вузы по причине большого количества бюджетных мест, а также возможности дальнейшей работы в известных компаниях. Дети практически не знают, что в Белгороде есть такие же компании, имеющие большие возможности, работающие с клиентами из разных стран. Думаю, проект «IT-классы» способен показать ребятам, что и у нас в городе есть айтишная среда, которая за последние годы активно развивается.

Считаю, что большие IT-компании должны «вести» детей еще со школы, регулярно посещая учебные заведения и рассказывая ученикам о своих проектах, достижениях, тем самым, показывая, что и в Белгороде можно стать крутым айтишником. Если в 7–8 классе проводить такие встречи, то к 10 классу ребята будут знать, подходят ли им IT и тогда начинать подготовку к ЕГЭ, либо стоит переключиться на другую сферу.

Летом все учителя информатики IT-классов проходили курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики, и оттуда мы ездили на экскурсию в «Яндекс». Нетрудно догадаться, почему многие стремятся там работать. В первую очередь, свободный график – сотрудники приходят в офис, когда им удобно. Могут уйти с работы, если нет идей и собраться на следующий день. При таком графике главное соблюдать дедлайны. Проходя по офисам, видишь постеры с Рикки и Мортином, Спанчбобом и другими популярными персонажами. Тренажерные залы, настольный теннис, комнаты для рисования, кафе – всё, что нужно, чтобы работа была в кайф. Сами офисы небольшие, на 5 человек в среднем, но каждый оформлен по индивидуальному дизайну. Если в Белгороде будет нечто похожее по условиям, многие ребята наверняка не захотят никуда уезжать и будут работать здесь.

Как думаете, насколько полезно собираться учителям информатики и вместе решать, как поднимать образование по IT-направлению?

Хотелось, чтобы в Белгороде было объединение учителей информатики, «неформальная тусовка», которая иногда собиралась бы и обсуждала насущные вопросы. Наши опытные «информатики», такие, как Евгений Жеглов (прим. – учитель информатики в Шуховском лицее), смогли бы делиться опытом, посещая такие встречи, и давали советы молодым специалистам, какие‑то рекомендации. С Евгением Владимировичем я часто общался, когда осваивал Python, засыпал его вопросами, на которые он всегда отвечал. Сейчас в области много учителей информатики, которые только окончили вузы, и им на старте карьеры нужна поддержка со стороны более опытных коллег.

Расскажите о своих учениках. Каких результатов они добиваются?

В 10-м классе сейчас есть двое ребят, которые очень быстро все схватывают на лету, выполняют любые задания, практические работы, олимпиады. Причём один прекрасно знает не только информатику, но и химию. Показывают результаты ребята и на олимпиаде «Фоксфорд» – участвуют на протяжении нескольких лет и занимают призовые места. 

 

Два года назад у меня 4 человека сдавали ЕГЭ по информатике, в итоге, не один не пошел учиться по IT-специальности. В прошлом году информатику снова сдавали четверо школьников – все поступили на айтишные факультеты. Двое остались в Белгороде, двое уехали в Питер и Москву. Получается, сейчас дети стали осознаннее подходить к выбору будущей профессии.

P.S.

Учитель информатики в школе – по сути, супермен, который должен знать абсолютно всё о компьютерах, соединениях проводов, оборудовании и разбираться в других айтишных вопросах. Сразу же после того, как я пообщался в Евгением Анатольевичем, подошла учительница с жалобой, что «оно само всё выключилось, пропало, я ничего не нажимала». Что ж, Евгений Анатольевич пообещал разобраться с проблемой, ведь для учителя информатики – это обычное дело.

Текст и фото: Александр Гревцев

2
Comments (0)
Tree view
New
Popular
Compact
Quotes (0)
Context
Create your widget
About HyperComments
Log in
Closed discussion
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×