Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:59, 21 февраля 2018
 1105

Евгений Калинин, учитель информатики 10 лицея

Евгений Калинин, учитель информатики 10 лицея
  • Новость

В сентябре 2017 года в 5 белгородских школах был запущен проект «IT-классы». Дети углублённо изучают математику и информатику, а также посещают дополнительные субботние курсы по 5 актуальным темам в IT на базе вузов и технопарков. Робототехника, web-программирование, мобильная разработка, сетевое администрирование и защита информации – всё для того, чтобы за 2 года ученики смогли попробовать свои силы в самых разных IT-направлениях

Помимо дополнительных занятий, проходят встречи с представителями учебных заведений, бизнеса, власти, а также экскурсии в местные IT-компании. С недавнего времени запущена молодёжная школа IT-decision Lab.

Мы решили пообщаться с учителями информатики чтобы узнать, как они выбрали направление информационных технологий в качестве своей работы и какие перспективы видят в развитии IT-образования. Чтобы подготовить первый материал, мы пообщались с учителем информатики 10 лицея Белгорода Евгением Калининым.

Евгений Анатольевич, расскажите, почему решили стать преподавателем?

Решение связать свое будущее с IT сначала было полностью обусловлено желанием родителей. Поскольку родился в селе Бессоновка, то велика была вероятность после учёбы остаться в родном селе и работать в колхозе им. Горина. Мой отец связан со сферой строительства и хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но мне легко давались точные науки, поэтому вместе с родителями мы приняли решение, что я выберу направление информационных технологий. Это было более 10 лет назад, но уже тогда родители понимали, что будущее за IT, хотя на тот момент у нас еще не было компьютера. Мой первый компьютер появился в 2004 году, когда я учился на первом курсе в колледже.

Можете сравнить, как изменились подходы в преподавании информатики, когда вы учились в школе и сейчас, когда работаете учителем?

Когда учился последний год в школе, в кабинете информатики оборудовали компьютерный класс. На тот момент там стояли компьютеры с «вторыми» Пентиумами, и это было пределом мечтаний! Мы изучали язык программирования QBasic, а в свободное время играли в «Казаков». Информатика ограничивалась лишь одним уроком в неделю, что ничтожно мало для того, чтобы заинтересовать детей, научить программировать и вовлечь их в IT.

Но вы после школы пошли учиться в педагогический колледж. Значит, учитель всё‑таки смог заинтересовать информатикой?

Несмотря на любовь к программированию, мне трудно было начать что‑то делать, сдвинуться с места. Программирование я освоил благодаря строгости своих наставников в школе и колледже. Стремление что‑то выучить, освоить новое дело появились уже после учёбы в колледже. Языки программирования, которые я осваивал в колледже – Pascal, Delphi – устаревают, поэтому без самостоятельного обучения сейчас никуда. Забегая вперёд, скажу, что перед началом проекта «IT-классы» необходимо было выучить язык программирования Python. И освоил я его за короткий срок, летом.

Получается, нужно совсем немного времени, чтобы освоить новое направление?

Сейчас образование переживает кардинальные перемены, трансформацию. Если раньше появлялось новшество сфере IT, то проходило два года в среднем, прежде чем происходило его окончательное внедрение. Сейчас это время сократилось до полугода. В случае с образованием, внедрение происходит намного дольше. Но как показала практика, бывают исключения, например, в случае с Python, который появился в учебной программе IT-классов. 

Если в других предметах учителя используют наработанные годами знания, то в информатике практические знания постоянно меняются: что использовалось вчера, завтра будет не актуально. Чтобы выучить новый язык программирования, необходимо полностью погрузиться в него, разобраться что к чему, затем уже доносить его ребятам. Смотреть, что не получилось и менять к лучшему. Чтобы достичь каких‑либо результатов, с моей стороны должно быть максимальное погружение в тему, нужно видеть информатику во сне, чтобы она надоела, приелась.

Как вам удаётся наладить контакт с детьми?

Мне по кайфу преподавать, хотя есть и увлечения – занимаюсь музыкой, раньше играл в КВН. Возможно, преподавание нравится потому, что мне нет ещё 30 лет, и я хорошо понимаю детей, могу быть с ними на «одной волне». Но работа в школе – это не только преподавание, но и заполнение отчётности, отнимающее уйму времени. Я не считаю это бесполезным делом, но думаю, если бы учителя посвящали больше времени именно обучению детей, всем было бы лучше.

Есть ли необходимость общения школьников и «айтишников» еще до того, как дети начнут выбирать предметы для ОГЭ и ЕГЭ?

Сейчас можно наблюдать такую ситуацию, что школьники чаще всего выбирают московские и питерские вузы по причине большого количества бюджетных мест, а также возможности дальнейшей работы в известных компаниях. Дети практически не знают, что в Белгороде есть такие же компании, имеющие большие возможности, работающие с клиентами из разных стран. Думаю, проект «IT-классы» способен показать ребятам, что и у нас в городе есть айтишная среда, которая за последние годы активно развивается.

Считаю, что большие IT-компании должны «вести» детей еще со школы, регулярно посещая учебные заведения и рассказывая ученикам о своих проектах, достижениях, тем самым, показывая, что и в Белгороде можно стать крутым айтишником. Если в 7–8 классе проводить такие встречи, то к 10 классу ребята будут знать, подходят ли им IT и тогда начинать подготовку к ЕГЭ, либо стоит переключиться на другую сферу.

Летом все учителя информатики IT-классов проходили курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики, и оттуда мы ездили на экскурсию в «Яндекс». Нетрудно догадаться, почему многие стремятся там работать. В первую очередь, свободный график – сотрудники приходят в офис, когда им удобно. Могут уйти с работы, если нет идей и собраться на следующий день. При таком графике главное соблюдать дедлайны. Проходя по офисам, видишь постеры с Рикки и Мортином, Спанчбобом и другими популярными персонажами. Тренажерные залы, настольный теннис, комнаты для рисования, кафе – всё, что нужно, чтобы работа была в кайф. Сами офисы небольшие, на 5 человек в среднем, но каждый оформлен по индивидуальному дизайну. Если в Белгороде будет нечто похожее по условиям, многие ребята наверняка не захотят никуда уезжать и будут работать здесь.

Как думаете, насколько полезно собираться учителям информатики и вместе решать, как поднимать образование по IT-направлению?

Хотелось, чтобы в Белгороде было объединение учителей информатики, «неформальная тусовка», которая иногда собиралась бы и обсуждала насущные вопросы. Наши опытные «информатики», такие, как Евгений Жеглов (прим. – учитель информатики в Шуховском лицее), смогли бы делиться опытом, посещая такие встречи, и давали советы молодым специалистам, какие‑то рекомендации. С Евгением Владимировичем я часто общался, когда осваивал Python, засыпал его вопросами, на которые он всегда отвечал. Сейчас в области много учителей информатики, которые только окончили вузы, и им на старте карьеры нужна поддержка со стороны более опытных коллег.

Расскажите о своих учениках. Каких результатов они добиваются?

В 10-м классе сейчас есть двое ребят, которые очень быстро все схватывают на лету, выполняют любые задания, практические работы, олимпиады. Причём один прекрасно знает не только информатику, но и химию. Показывают результаты ребята и на олимпиаде «Фоксфорд» – участвуют на протяжении нескольких лет и занимают призовые места. 

 

Два года назад у меня 4 человека сдавали ЕГЭ по информатике, в итоге, не один не пошел учиться по IT-специальности. В прошлом году информатику снова сдавали четверо школьников – все поступили на айтишные факультеты. Двое остались в Белгороде, двое уехали в Питер и Москву. Получается, сейчас дети стали осознаннее подходить к выбору будущей профессии.

P.S.

Учитель информатики в школе – по сути, супермен, который должен знать абсолютно всё о компьютерах, соединениях проводов, оборудовании и разбираться в других айтишных вопросах. Сразу же после того, как я пообщался в Евгением Анатольевичем, подошла учительница с жалобой, что «оно само всё выключилось, пропало, я ничего не нажимала». Что ж, Евгений Анатольевич пообещал разобраться с проблемой, ведь для учителя информатики – это обычное дело.

Текст и фото: Александр Гревцев

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×